Главная » Статьи » Под сенью сакуры |
Период
трансформации самурайства, который можно смело назвать упадком,
начинается с приходом к власти в Японии сёгуна Токугава и завершения
эпохи войн. Нельзя сказать, что в мирное время необходимость в самураях
отпала. Их сословие стало основой для формирования феодального государственного устройства . Произошло и внутри сословное ранжирование. Стали выделять даймё – самурая с доходом 10 000 коку и более, хатамото – с
доходом от 100 до 10 000 коку и го-кэнин – с доходом менее 100 коку.
Соразмерно доходу распределялись и обязанности. Даймё и хатамото должны
были по требованию сёгуна выставить от 3 до 6 воинов за каждую 100
ежегодного дохода. Очень похоже на европейскую феодальную систему, но со
своей восточной спецификой. Нехватку денег самураи были вынуждены компенсировать у ростовщиков, зачастую попадая в долговую кабалу. Это кстати, в последствии, послужит предпосылкой к формированию буржуазии. Понятно, что в таких условиях самураям было проблематично поддерживать высокую боевую готовность. Иногда самым невезучим из них даже приходилось продавать свой клинок, заменяя его деревянным муляжом. Короче говоря, подтвердилось, проверенное временем, правило «армия в мирное время разлагается». Поверьте, автор несколько не преувеличивает. Чем ещё можно объяснить, что в 1694 году даже потребовалось издать специальный закон, который предписывал самураям армии сёгуна в обязательном порядке совершенствоваться в воинском искусстве. В свете этого, самураи предстают уже не «людьми войны» посвятившими свою жизнь схваткам и боевой подготовке, а чем-то абсолютно другим. Снижение боеготовности не могло не сказаться и на армии в целом. Насколько не подготовлены войска к ведению полномасштабной войны, показало восстание 1638 года на Симбата. Не выдержав издевательств и самых настоящих пыток, местные крестьяне, получив поддержку небольшого числа ронинов, восстали против своего даймё. Посланный для усмирения мятежников отряд попался в ловушку и был уничтожен. Удачные действия восставших тем более удивительны, что до этой победы у них практически не было вооружения. Да и после того как они заняли полуразрушенный замок Хара, их главным оружием осталась сельхоз утварь и ненависть к любой власти. В замке укрылось около 40 000 человек (кстати, есть большие подозрения, что эта цифра была серьёзно завышена) из которых, к тому же, больше половины составляли женщины и дети. Для усмирения мятежа из столицы выслали 50-ти тысячную армию под командованием Итакура Сигэмаса. К изумлению военачальника первый штурм закончился поражением и бесславным отступлением. Тем же завершились и последующие попытки «вразумить» восставших пока во время одного из штурмов Итакура не был убит. Пришедший ему на смену Мацудайра Нобуцуна проявил большую осторожность и взял замок в блокаду. Но, не смотря на то что, для осады были использованы голландские пушки, противник не сдавался. В конце концов, замок был взят измором. Мятеж в Симбата наглядно показал – пусть самураи отступили от принципов бусидо, сам «кодекс чести» ещё жил в японском народе и был способен рождать героизм и самоотверженность, не смотря на сословную принадлежность.
Впрочем,
не будем излишне строги к самураям всю свою историю они являлись
главным государствообразующим фактором. Во время Реставрации крупные
кланы выступили в качестве идеологов и стали основной движущей силой реформ.
Которые, надо сказать, встречали жесткое сопротивление со стороны
консерваторов, вполне оправданно полагавших, что грядущие перемены
многих выкинут на обочину жизни. Так оно и оказалось в 1876 году
сословие самураев было упразднено и лишилось как жалования, так и
большинства своих привилегий. Им предложили заняться коммерческой
деятельностью. Вероятно, многим в то время подобное решение показалось
логичным, тем более что многие стесненные нуждой самураи уже пошли этим
путём, но Сайго Такамори, вошедший в историю как последний самурай
, думал иначе. Возмущённый политикой властей, Сайго организовывает в
свой провинции школу по боевой подготовке самураев. Эпоха перемен всегда
в избытке рождает недовольных. Поэтому от «курсантов» отбоя не было. 15
февраля 1877 года Сайго во главе 15 000 сторонников поднимает восстание
в провинции Сацума и захватывает Кагосима. Разбив армию Кумамото и
осадив замок, повстанцы вызвали настоящую панику в правительстве.
Для их усмирения отправили большую армию, которая хоть с трудом, но
нанесла Сайго ряд поражений, вынудив того отвести войска назад к
Кагосима. Окруженные со всех сторон самураи дрались отчаянно, но исход
битвы был предрешён численным и материальным превосходством противника.
Сайго Такамори погиб 24 сентября 1877 года. «Последний самурай» получил
пулевое ранение в ногу и чтобы не оказаться в позорном плену попросил
своих приближённых убить его. Идеи бусидо не ограничивались военной сферой. Верность, честь, бесстрашие и почтение к старшим пустили глубокие корни в японском обществе, во многом сформировав менталитет. Вслед за Реставрацией в Японию пришла европейская культура, но благодаря фундаменту заложенному, в том числе, бусидо чужеродное влияние оказалось не в силах кардинально изменить многовековой уклад. Тем больнее наблюдать, как сейчас ржа современного общества разъедает его. Останусь с вами уважаемый читатель честным до конца, мне как продукту своей эпохи трудно представить генерала делающего себе харакири, но черт возьми, хочется оказаться там где слово «честь» не пустой звук. Возможно в этом главная притягательность легенд о самураях , а уж правдивы они или нет, пускай рассуждают циники с дипломами историков. | |
Просмотров: 703
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |